Порядок обжалования нормативных правовых актов

В российском законодательстве предусмотрено право лица обжаловать любой акт, который вынесен органом государственной власти нарушающий его права (статья 197 Арбитражного процессуального кодекса Российской Федерации). Обжалованию подлежат акты органов государственного контроля (надзора), вынесенные в результате проверки.

Процедуры обжалования таких актов различны и напрямую зависят от вида акта. Речь идет прежде всего о постановлениях по делам об административных правонарушениях, распоряжениях о проведении проверок, а также предписаниях об устранении выявленных нарушений, вынесенных в результате плановых или внеплановых проверок. Несмотря на то, что все указанные выше акты могут быть вынесены одним и тем же органом государственного контроля (надзора), сроки и порядок обжалования данных актов может быть различен, т.к. они регулируются разными федеральными законами. В соответствие с КоАП РФ, АПК РФ и Федеральным законом от 26.12.2008 №294-ФЗ «О защите прав юридических лиц и индивидуальных предпринимателей при осуществлении государственного контроля (надзора) и муниципального контроля» (далее – Федеральный закон), в соответствии с которыми участники процесса обжалования наделяются разным объемом прав и обязанностей в зависимости от вида оспариваемого акта. Например, оспаривание постановлений производится в порядке, установленном главой 30 КоАП РФ, в соответствии с которой у лица, привлеченное к ответственности, есть право подачи жалобы на постановление, вынесенное должностным лицом в вышестоящий орган, вышестоящему должностному лицу либо в районный суд по месту рассмотрения дела. При этом сроки подачи жалоб ограничены 10 днями со дня вручения или получения копии  постановления.

Каждая последующая жалоба на решение, вынесенное по результатам рассмотрения жалобы на постановления, обжалуется в том же порядке и в те же сроки, что и первая жалоба, т.е. в течение 10 дней (ч. 3 ст. 30.9 КоАП РФ).

Что касается обжалования распоряжений (приказов), на проведение проверок предписаний об устранении выявленных нарушений, то данная процедура регламентирована главой 24 АПК РФ, главой 25 ГПК РФ и в отличие от обжалования постановлений имеет другие сроки и порядок. Указанные выше акты с точки зрения законодательства не относятся к административному производству, а являются ненормативными правовыми актами, изданными органами государственной власти. Пунктом 2 ст.16 Федерального закона предусмотрена подача организацией возражений на акт проверки, предписания об устранении выявленных нарушений, т.е. в течение 15 дней, с даты получения акта проверки и предписания об устранении выявленных нарушений. Предписание об устранении выявленных нарушений могут быть обжалованы в порядке, установленном частью 4 статьи 198 АПК РФ в течение 3 месяцев с момента, когда лицо узнало о нарушении своих прав.